Киножитуха от «Апельсина». Первоапрельско-синефильское
01.04.2018 20:24

ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ 261 0.0 0

Вынужденное предисловие. Пару часов назад увидел заголовки новостей об отставке Тулеева. До этого читал, что он просится на покой «по собственному желанию». Всё понятно. Столько лет упивался абсолютной властью, обогащался (не уверен, что законными путями), сквозь пальцы смотрел на многочисленные нарушения, ставшие причинами страшных катастроф… «А потом и говорит: у меня живот болит!». Отпустите, дескать, на пенсию, а то что-то устал. Никакого наказания «почётный пенсионер», разумеется, не понесёт.


Андрей НОВАШОВ


В середине нулевых работал собкором по Прокопьевску в одной из газет, издававшихся в Кемерове. И вот открою очередной номер этой газеты, а там нет моих публикаций. Их отодвинули, потому что надо напечатать бескрайнее заказное интервью с Аманом Тулеевым. Про то, как в регионе всё хорошо. Сто раз такое было.

И сейчас я не вижу причин забыть обо всём, кроме этой запоздалой отставки, которая, к сожалению, не изменит ситуацию в Кузбассе кардинально.

Перехожу к тому, о чём и собирался написать.

Списков фильмов, тематических подборок в интернете бесчисленное множество. Набрёл на примечательную. Ко Дню кино о ней рассказывать бессмысленно. А вот к 1 апреля – в самый раз. День дурака, всё-таки.

Олег «Апельсин» Бочаров – за такой подписью опубликован этот материал. Он поставил сложную задача – посвятить в киноманы обывателей, которые прежде об авторском кино – ни ухом, ни рылом… Невольно заражаюсь стилем «Апельсина», решившего, что про киношедевры рассказывать «чайникам» нужно понятным им языком. Во вводке объясняет:

«Ненависть к артхаусу и фестивальному кино понятна и зачастую оправданна. Но что делать, если приспичило приобщиться к чему-то высокому и не заснуть посреди фильма?».

Ну да. Делать нечего. Конечно, лучший способ заинтересовать читателей, которым вдруг «приспичило», неизвестной им темой – начать со слова «ненависть». И заголовок умиляет: «12 фестивальных и авторских фильмов XXI века, которые можно смотреть обычному человеку». Когда-то «в тренде» было название фильма «Особенности национальной охоты». Журналисты (не все конечно, а только самые модные) эти «особенности национальной» вставляли в любой заголовок. Теперь новая эпоха заголовков – обыгрывающих словосочетание «нормальный человек». Или «обычный» - не суть. Уже появился даже «Сталин нормального человека». А теперь этот мифический «нормальный-обычный» авторским кино заболел.

В подборке «Апельсина» дюжина фильмов. К каждому короткая, около 300 знаков, аннотация. Кинорежиссёры напортачили, непонятно чего наснимали, но «Апельсин» берётся всё объяснить. Как в старом анекдоте: «Ты не мудри, ты рукой покажи!».

«Уныние и конец всему — сквозная тема доброй половины всего авторского кино. Точнее злой половины. «Меланхолия» хороша тем, что расправилась с темой дотошно, конкретно, да с неожиданной для режиссёра-датчанина легкостью. Поверь — это кино не будет тебе выматывать мозг, как какой-нибудь «Догвилль» и словосочетание «Ларс фон Триер» не превратится для тебя в ругательство».

Молодец, Ларс фон Триер. Хоть и датчанин, а  расправился таки со «сквозной темой». Одним махом семерых побивахом. Очень понравилось «да» в предпоследнем предложении. Чуть не прослезился, и Глеба Жеглова вспомнил: «Эх, сейчас бы супчика горяченького, да с потрошками!». Но есть в этой аннотации отдельные недостатки. Табуированных словосочетаний в нашем языке хоть отбавляй. Кому придёт в голову превращать в ругательство фамилию иностранного режиссёра? Тем более в эпоху импортозамещения.

Кадр из фильма «Меланхолия»


Вообще «Апельсин» заботится, чтобы его читатели узнавали новые слова и правильно их произносили. Эдакий культуртрегер-логопед: «Очень важно (и приятно) при знакомстве с Большим кино — это учиться выговаривать звучные заковыристые фамилии новых классиков. После драмы «Море внутри» ты научишься произносить «Алехандро Аменабар».

И это ещё, можно сказать, - лиха беда началом. Мало ли в авторском кино заковыристого?! Но «Апельсину» всё нипочём. Сочиняя аннотации, он смело опускается до уровня сплетничающих на скамейках бабушек: «Нынче гурманы и ценители непрестанно вещают, что величайший сценарист нашего времени — это Аарон Соркин. Но мы-то знаем, что пока жив Чарли Кауфман, трон главного сценариста планеты занят и неприступен». Не подумайте, читатели, что авторскому кино посвящают жизнь  какие-то там талантливые люди. На самом деле – сплошь мелкие интриганы и подлые завистники. У «Апельсина», вон, спросите. И Чарли фиг Аарону трон уступит. Соркин не дождётся!

В коротких описаниях фильмов «Апельсин» умеет сообщать не только труднопроизносимые имена, но и названия фестивалей.

«Самый главный американский фестиваль независимого (и в большинстве случаев утомительного) кино зовется «Сандэнс». Точкой входа в тамошний репертуар для тебя проще всего выбрать «Одержимость»… Фильм ненадолго подарит тебе ощущение, будто независимое кино способно быть необычайно увлекательным и цепляющим».

Кадр из фильма «Одержимость»


Замечу, что к читателю он всё время обращается на ты. Чего церемониться-то? Все – наши люди. Ещё одна особенность: он считает необходимым пренебрежительно отзываться о том, про что пишет: «фестиваль утомительного кино»; фильм, если и способен быть увлекательным, то «ненадолго». Автору подборки как будто неловко, что сам он, так сказать, смотрит такую муру.

По-моему, «Апельсин» знает и любит независимое кино. Достаточно сказать, что его подборку открывает неочевидный фильм – «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки.

Кадр из фильма «Человек без прошлого»


Автор подборки сумел обойтись без упоминания Квентина Тарантино – режиссёра и без того всем известного. В общем, Олег «Апельсин» Бочаров не пошёл по пути наименьшего сопротивления. Как мне кажется, сам написал все аннотации (а не перелицевал чужие, что в интернет-пространстве случается сплошь и рядом). У него есть фразы лаконичные, ёмкие, точные. Убрать из текста «Апельсина»  дурацкие подмигивания и ужимки – и получилось бы достойно и действительно нескучно.

«Дно пробито» - ещё одна фраза-мем, гуляющая по рунету. Аннотации «Апельсина» - это, конечно, не дно. Особенно по сравнению с описаниями, которые другие авторы высасывают из пальца, даже не посмотрев фильм. Тем обиднее. Неглупый и насмотренный автор кривляется в угоду жлобам, которые считают «отстоём» всё, что не в состоянии понять. Он как будто уговаривает посмотреть авторское кино недалёких зрителей, которые готовы иметь дело только с привычным, не любят думать, и понятия не имеют об абстрактном или ассоциативном мышлении. Чуть ли ни в каждом предложении извиняется перед быдло-сообществом за кинемотграфистов-интеллектуалов.

Пару раз «Апельсин» прокололся – использовал термины «нуар», «хоррор». Агрессивное большинство, для которого он пишет, может заподозрить, что «Апельсин» только притворяется своим в доску, а сам втихушку даже и специальную литературу почитывает. Впрочем, проговаривается не часто. Гораздо больше у него выражений, наподобие – «житуха скучного и занудного налогового инспектора». Это он про американского «белого воротничка». Кажется, слово «житуха» больше подходит для описания быта тракториста из российский глубинки. Просто… Ну, пишет же «чисто для пацанов». В крайнем случае – для домохозяек. Такая нынче у обозревателей культуры киножитуха.

Текст «Апельсина» можно прочитать здесь.

А популяризировать кинематограф как искусство без потакания «широким народным массам» можно и нужно. Этим занимается, например, сайт «Арзамас». Опубликованные здесь «9 фильмов про коммуналки», «Булгаков в кино, каким вы его не видели», «Любовь и эротика в сталинских комедиях», «Анимэ об истории Японии», «Лувр за 554 секунды. Герои Годара, Бертолуччи и другие участники пробежек по музеям» - материалы не столько киноведческие, сколько культурологические. Правда, «Арзамас» - это, главным образом, история, ретроспектива. Про этот сайт вспомнил, в общем-то, навскидку. Чтобы хоть чем-то перебить вкус «Апельсина».


Читайте автора в фейсбуке

Распространить


Читайте также:
Комментарии
avatar