24.11.2017

Наивное об «Аритмии» Бориса Хлебникова

Есть тип отзывов-рецензий, который терпеть не могу. Авторы этих отзывов обязательно объясняют, кому они могут «порекомендовать» фильм или спектакль. А кому – не могут.

Андрей НОВАШОВ


Видимо, не рассчитывают, что из их текста это будет и так понятно. Собственно рецензию писать не берусь. И пост этот не только наивный, но и запоздалый. Посмотрел «Аритмию» пару дней назад, когда она появилась на рутреке. Уже давно опубликованы отзывы профессиональных кинокритиков, которые ещё не читал. Но фильм «Аритмия» мне действительно хочется порекомендовать. И порекомендовать всем. Даже не знаю, про какой ещё фильм мог бы такое написать. Давно не видел кино, которое настолько затронуло эмоционально. Было детско-шизофреническое ощущение полного погружения в эту кинореальность. Догадываюсь, как обыватели охарактеризуют этот фильм: «Как «Интерны». Но только там все взрослые. И там не всё смешно».

Есть куча фильмов про полицейских, нарушающих правила и законы ради торжества справедливости. Истории, в том числе и кинемотографические, про врачей, спасающих пациентов вопреки всем инструкциям, - тоже не редкость. И чем так зацепила именно «Аритмия» - не могу объяснить. Будни российских врачей? Но есть пьеса «Doc.тор» Елены Исаевой. Безнадёга провинциальной России? «Аритмия» Хлебникова всё-таки не об этом. Вообще там вроде бы нет нового киноязыка. И нет запретных тем, вброшенных в поле культуры. Хлебников – и не бытописатель, и не революционер от искусства. Но из того материала, из которого обычный режиссёр и впрямь слепил бы что-то наподобие «Интернов», Хлебников сделал настоящее кино. Для меня «Аритмия» - самый важный фильм последних двух лет. По меньшей мере, его можно поставить в один ряд с «Лобстером» и фильмом «Тони Эрдманн». Выбрал эти два названия, в общем-то, навскидку. Но, мне кажется, к «Аритмии» будет несколько снисходительное отношение, в отличие, например, от фильма «Нелюбовь».

Уже очень давно Дмитрий Горчев написал, что, столкнувшись с чем-то новым и непонятным в искусстве, человек не успокоится, пока не придумает, на что из уже известного это похоже. Горчев признаётся, что и сам такой. И мне остаётся только вслед за ним в этом признаться. Глядя на Олега, которого в «Аритмии» играет Александр Яценко, почему-то вспоминал Зилова из «Утиной охоты». Но потом понял, что Олег – скорее анти-Зилов. В отличие от вампиловского персонажа, Олег, наоборот, работает, а не создаёт видимость работы. И, в отличие от Зилова, Олег не способен всерьёз кого-то обмануть. Потом вспомнил фильм Курасавы «Пьяный ангел».

«Аритмия» - абсолютно современное кино. Но почему-то навевает ассоциации с фильмами 60-х годов – «Я шагаю по Москве», «Жил певчий дрозд». Хотя по сюжету – вообще никаких пересечений.

Фильм "Аритмия". Трейлер.


Олег в «Аритмии», не осознавая этого, противостоит бездушной канцелярской системе… И опять же – были сотни таких фильмов про представителей разных профессий, в том числе и про врачей. Так что и это ничего не объясняет. А вообще, как ни странно, внешне сюжет перекликается с советскими «производственными драмами».

«Аритмия» постоянно держит в напряжении (ещё одну банальность, написал, а что делать?). В состоянии невроза живут герои Хлебникова. И опять же приходится делать оговорку: «Эка невидаль! Новый Вуди Аллен, что ли, нашёлся?». К тому же локации и характеры совсем не нью-йоркские. «А в чём тогда дело-то?». – спросят три человека, которые до сих пор читают этот пост. А фиг знает! Но посмотрите «Аритмию» обязательно. Это фильм, который с сегодняшней реальностью сцепляется железно. Ну потому что нас всех надо спасать. И срочно, «по скорой».

И ещё это один из фильмов, с которых можно начинать приобщаться к авторскому кино. Пожалуй, навскидку назову ещё только один современный (киноклассика – отдельный разговор) фильм, где при всей глубине и философичности есть первичный пласт, который способен считать любой зритель – «В следующий раз я буду стрелять в сердце» (режиссёр Седрик Анже). Но это совсем другое. Хотя… «Аритимия» - про врача-спасителя (Олег при всех своих закидонах и впрямь какой-то юродивый-просветлённый раздолбай), «Буду стрелять» - про маньяка-губителя. Противоположности же сходятся… Ладно, я пошутил.

И, раз уж взялся писать про кинемотограф, хотел бы задать всем видевшим «Нелюбовь» всего один вопрос. Но не сегодня. И про «Нелюбовь» подробно писать не буду (уже серьёзные рецензии читал).

Да! И самое последнее про «Аритмию». Там, разумеется, очень сильный актёрский ансамбль. Безусловно, у Хлебникова есть «свои» актёры. Но Ирина Горбачёва, сыгравшая Катю, - одна из самых интересных актрис в современном мировом кинематографе.

Оригинал

Гонорар автору

87 / Admin / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
avatar
Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Но могут и совпадать.
Сделано с умом. РА "Автор" +7-960-928-6111 © 2015