Необходимость неприемлемого
06.05.2020 12:22

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ     ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ 5.0 0

Антон ЛЕМЕНТУЕВ, движение "Экозащита"


Российским угольным компаниям требуется радикальное снижение стоимости железнодорожных перевозок для обеспечения конкурентоспособности, считает ФАС. РЖД предлагается решить эту задачу предоставлением огромных скидок за счет повышения тарифа в будущем.

Как сообщает «КоммерсантЪ», предлагаемые скидки на перевозку энергетического угля, экспортируемого в страны АТР через порты Мурманск (размер скидки 48%), Усть-луга (55%) , Новороссийск (19%) и Тамань (16%), по мнению руководства РЖД, выше возможных: максимальная скидка в 12,8% уже предоставлена, причем, без каких-либо обязательств по объемам перевозок со стороны угольщиков. ФАС, в свою очередь, предлагает компенсировать убытки РЖД, в случае применения новых скидок, за счет повышения тарифа в 2021-2025 годах или дополнительного роста перевозок. При этом в предложении не учитывается даже признаваемое традиционно оптимистичным Минэнерго грядущее снижение добычи и экспорта угля. Идея заключается в обеспечении равной конечной стоимости российского угля на азиатском рынке при экспорте через указанные выше порты с конечной стоимостью на том же рынке при торговле через дальневосточные угольные терминалы (Восточный, Ванино). Необходимость использовать порты Северо-Запада и Юга России возникла потому, что весь экспортируемый в восточном направлении объем ни БАМ, ни Транссиб вывезти не в состоянии.

Ранее предложение о предоставлении максимальной скидки звучало в правительстве на заседании Госсовета 26 февраля при участии Сергея Цивилева, губернатора Кемеровской области. Примечательно, что представители РЖД порекомендовали в виде меры по экономии отказаться от многомиллиардных выплат дивидендов самими угольными компаниями (до 20% их валовой прибыли) в ответ на их многочисленные жалобы на высокую стоимость перевозок в условиях падения цен и спроса в Европе.

В марте и апреле в различных СМИ с большой регулярностью публиковались новости об изменениях условий перевозок угля на восток. Например, в середине марта стало известно, что Сергей Цивилев и глава ОАО РЖД Олег Белозеров подписали соглашение о перевозке 53 млн тонн угля из Кузбасса по БАМу и Транссибу до конца 2020 года, что, однако, составляет только половину от объема экспорта из региона за 9 месяцев в 2019 году. При этом событие широко освещалось в местных СМИ как успешное решение сложной задачи. Подписанное соглашение стало итогом важного совещания, проходившего на кузбасской шахте под руководством первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова, и при участии президента РФ в СФО Сергея Меняйло, министра транспорта РФ Евгения Дитриха, замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского. На фоне резкого падения спроса на европейских рынках, такое решение удачным не выглядит, так как власти и угольщики заявили, что весь высвободившийся объем угля будет направлен на восточные рынки.

В 2020 году стало известно, что впервые за многие годы объем добычи в Кузбассе снизился по итогам 2019 года: 251 млн тонн против 255 в 2018 г. Зимой 2020 от российского (и не только) угля отказалась Польша, являвшаяся одним из самых крупных импортеров кузбасского угля среди стран ЕС. Угольщики Кузбасса и власти региона приложили огромные усилия, чтобы получить приоритет при перевозках угля по БАМу и Транссибу в восточном направлении. При этом провозной способности железных дорог в восточном направлении для всех желающих недостаточно, а работы по устранению «узких мест» идут с большим отставанием от графика, или вовсе заморожены.

Вероятнее всего, угольные компании будут настаивать на предложенных ФАС субсидиях не только за счет будущего повышения тарифа, но и за счет бюджета, указывая на опасность социального взрыва вследствие весьма вероятного экономического коллапса монорегиона Кузбасс, который неизбежно наступит, если угольщики не получат ожидаемую прибыль, а значит и не смогут заплатить горнякам и поставщикам услуг. Остается загадкой, почему столько лет ни региональные власти, знавшие о высокой вероятности кризиса, ни федеральное правительство не принимали никаких действенных мер, кроме издания различных «программ» и «стратегий» развития угольной отрасли, базирующихся на воображаемом росте потребления угля в Европе и Азии.

О грядущих проблемах предупреждали как эксперты в области энергетики, так и экологические активисты: «Экозащита!» многократно призывала правительство немедленно начать разработку программы диверсификации экономики угледобывающих регионов и перепрофилирования работников угольных предприятий сразу после подписания Парижских соглашений в 2015 году.

Российский угольный экспорт существует исключительно за счет прямого и скрытого субсидирования: это и скидки на железнодорожные перевозки, и масштабное загрязнение окружающей среды при попустительстве контролирующих органов, и отсутствие отселения людей из санитарно-защитных зон (не менее 100 тыс. человек в одном только в Кузбассе), а так же отсутствие рекультивации угольных разрезов и отвалов (меньше 2% от плана). Мероприятия по снижению выбросов, отселению людей из санзон и рекультивационные работы требуют огромных затрат, которые бы отразились на конечной стоимости. Кроме того, в Кемеровской области для перевозки угля большегрузными самосвалами используются асфальтированные дороги общего пользования, которые от этого быстро разрушаются и ремонтируются уже за счет бюджета. Это позволяет угольным компаниям экономить на строительстве дорогостоящих подъездных путей к железнодорожным станциям и обогатительным фабрикам.

Многомесячные трудные переговоры о скидках на железнодорожную перевозку не случайны: если на местном уровне чиновникам удается игнорировать проблемы низких показателей здоровья, продолжительности жизни и дефицита бюджета, то на федеральном уровне угольщики и их лоббисты сталкиваются с серьезным противодействием заинтересованных сторон из нефтяной, лесной и металлургической промышленности. Выходит, что когда речь идет о здоровье населения, то чиновникам и угольщикам все равно: никаких особенных мер ими не принимается даже в рамках действующего законодательства. Но как только сталкиваются интересы разных крупных компаний, власти и государственные службы уделяют массу времени и ресурсов на поиск решения, в том числе включающее признаки финансовой пирамиды, когда затраты на субсидирование сегодня предлагается окупить за счет роста доходов завтра, причем роста маловероятного по объективным причинам.

Оригинал



Материалы раздела "Сетевые авторы" не являются документальными - это художественные произведения


Лучшие авторы:

Комментарии
avatar