Про Агафий
11.12.2020 17:29

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ     ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ 5.0 0

От "Абажура": то и дело возобновляются баталии в соцсетях и СМИ вокруг отшельницы Агафьи Лыковой. Кто-то рассматривает старушку как живой музейный экспонат, для кого-то она - пример дорогого пиара чиновников.

Кемеровский фотограф Светлана Лиханова рассказывает потрясающие фотоистории о "неудобных" темах - российской деревне, одиноких сиротах, отделённых уголках Кузбасса, потерянных и брошенных людях. Мы договорились, что сюжеты Светланы будут появляться в "Абажуре".


Светлана ЛИХАНОВА, фотограф, Кемерово


Посмотрела  очередную новость о жизни нашей отшельницы Агафьи Лыковой и подумала – а сколько же таких «Агафий» одиноко коротают свои дни по всей России – матушке?!

Все фото автора


Село Лукошкино практически целиком и сразу открывается любому, пожелавшему в него попасть. Находится в Топкинском районе Кемеровской области и входит в состав Лукошкинского сельского поселения. По данным Всероссийской переписи в 2010 году в нём проживало 252 человека (125 мужчин, 127 женщин). Сейчас, думаю, и того меньше.

При въезде в село, по левой стороне от дороги, стоит очень интересное дерево. Не знаю уж, что с ним случилось, то ли упало от старости, то ли какой-либо из ураганов его переломил, но закрутилось оно в очень причудливой форме. При этом не сдалось и жить продолжает. Мы с подругой устоять не смогли и остановились, чтобы пофотографировать. Снимаем, как вдруг слышим голос издалека: «День добрый! А вы что тут фоткаете?». Вопрос для нас уже вполне привычный, поэтому спешим к вопрошающей объясниться, дабы успокоить и пояснить, что на чужое добро не посягаем и воровать в соседских огородах ничего не собираемся. Подходим, здороваемся и понимаем, что бабушка не из злобных. Встречает с открытой душой. Завязывается обычная в таких случаях беседа. Зовут бабушку Рита, ей 86 годов от роду, живёт одна. Первым делом она нас просит: «Да что дерево, вы вон безобразие это у меня сымите!» И начинается рассказ о том, как соседские свиньи житья не дают, приходят и роют тропинку перед домом. Что бедная баба Рита уже не делала, и с соседями полюбовно разговаривала, умоляла слёзно за свиньями своими присматривать, и в городскую управу с жалобами ездила – все бесполезно. Только она дорожку, по которой воду в дом вёдрами с соседней улицы носит, разровняет, как хряки соседские вновь тут как тут.

Минут двадцать бабушка нам на свою беду жаловалась, как вдруг будто очнулась:

«Да что это я гостей у калитки то держу?! Пойдёмте ка в дом, я вас чайком напою!»

Отказать одинокой женщине, так нуждающейся в том, чтобы её хотя бы просто выслушали, мы не имели никакого морального права. Лишь одна мысль промелькнула одновременно в наших головах – чем угощать-то собралась, по всему видно, что сама не доедает. Хотели было сбегать в магазин за провизией, но встретили категорическое сопротивление с её стороны.

Входя в подобные жилища, я всегда поражаюсь не той простоте и древности обстановки, а возможности этих людей существовать в подобных условиях. Чай на протопленной с утра печке оказался ещё тёплым, баба Рита, пожаловавшись на отсутствие холодильника, достала из вёдер, стоящих тут же на полу, свои нехитрые припасы – конфеты, да печенье с вафлями и пригласила за стол. Говорила не останавливаясь. О том, что спать зимой приходится на кухне у печи, потому что в зале всё выдувает, про то, что счётчик электрический барахлит, заменить бы уж нужно, переживала, что крыша совсем уж ни к чёрту, протекает, как бы потолок не рухнул. На кота своего Ваську жаловалась. Блох, зараза такая, таскает откуда-то. Мыть его уже с полынью устала. Да и дело это непростое – воду наносить, да нагреть для купания. Сама-то давно уже моется по соседям. Не часто - кто когда смилостивиться и пригласит.

Сидела я, пила чай с конфетами и думала – ну чем не Агафья? И живёт не в глуши, вроде, а у власти под боком. Помогай – не хочу! Ан, нет…. Не летают к бабе Рите вертолёты с провизией, не показывают её по местному телевидению.

Почему, собственно?

Может кто знает?

Оригинал


Об авторе:

"Не имея хорошей техники, я давно уже забила на качество выдаваемой мной зрителям картинки, полностью отдаваясь художественности и образности в кадре. Тем более, что в лучших друзьях у меня Картье Брессон, который сказал когда-то: «Я с иронией отношусь к идеям некоторых лиц, использующих фотографические технологии, отличающиеся неумеренным стремлением к четкости изображения, к супер-резкости, тщательной вылизанности картинки», добавив о том, что «Резкость – буржуазный предрассудок» и Роберт Капа, заявивший, что: «Рука фотографа должна слегка дрожать».
Ну какой из меня господствующий класс капиталистического общества?!
А руки, вот да, уже подрагивают иногда..."

Светлана Лиханова



Материалы раздела "Сетевые авторы" не являются документальными - это художественные произведения


Лучшие авторы:

Комментарии
avatar