«Во власти – только патриоты». Агитация как информирование
24.06.2020 02:24

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ     ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ 5.0 0

Фома НЕВЕРОВ


Передо мной лежит брошюра «Поправки к Конституции: почему это важно». Брошюра отпечатана тиражом более 1,1 миллиона экземпляров – и это только в Кемерове. С запасом хватит на каждую кузбасскую семью.

Помимо содержания, к которому мы ещё вернёмся, интересны выходные данные: отпечатало брошюру ООО «Вектор-Принт». Согласно каталогу rusprofile, в этом мегапредприятии работает один человек, а создано оно полгода назад. У компании нет сайта, она не зарегистрирована в популярных каталогах типа 2ГИС, - в общем, в рекламе не нуждается.

Далее к нам попадает документ, подтверждающий, что ООО «Вектор-Принт» получило заказ на печать бюллетеней для голосования по поправкам – тиражом 1984105 экземпляров. На два эти заказа типография без работников смело может жить несколько лет, печатая только бейджики для своего руководителя.

На сайте госзакупок нет тендеров на печать брошюры и бюллетеней, у типографии нет рекламы, сайта и контактных данных, но поскольку полиграфия – та сфера, в которой я знаю в своём городе приблизительно всё, удалось выйти на менеджера ООО «Вектор-Принт» Наталью.

- Насколько я помню, тендер был, - неуверенно говорит Наталья. Женщина готова даже назвать сумму, но потом, «после праздников».

Директора и единственного сотрудника типографии зовут Екатерина Владимировна, с ней связаться невозможно. Спрашиваю у Натальи: как же вы работаете без сотрудников – или вы посредники?

Менеджер уверяет, что у типографии есть своя печатная машина, находится она «по другому адресу» (замечу, само ООО расположено в глухом районе города, где аренда стоит копейки). Сотрудников набирают при необходимости «по договору».

В другой крупной типографии посчитали для меня приблизительную стоимость печати брошюры тиражом 1,1 млн экземпляров, объёмом 20 страниц, евроформата, цветностью 4х4, простите за сленг. Это около семи миллионов рублей. ООО «Вектор-Принт» явилось миру 17 декабря 2019 года, и сразу отхватило такие жирные бюджетные заказы – что ж, с кем не бывает.

Семейные ценности

Из брошюры «Поправки к Конституции: почему это важно»:

«Семья - главная ценность абсолютного большинства россиян. Дети - приоритет государственной политики страны. <…> Поправки поддерживают традиционные семейные ценности: брак как союз мужчины и женщины, уважение детей к старшим, доверие и забота нескольких поколений семьи друг о друге».

Если семья – и так главная ценность большинства россиян, для чего в 2020 году приспичило пихать эту ценность в основной закон? Вероятно, потому что в 2019 году 65% браков завершились разводами, и эта цифра неуклонно растёт с 2010 года. Прочитает среднестатистическая семья новую Конституцию, и брачную узы окрепнут.

* * *

Ну и ладно. Не типография же сочиняла всю эту белиберду про ценности, которые без Конституции даром не нужны 65 процентам россиян. Сочиняла это, судя по выходным данным брошюры, избирательная комиссия Кемеровской области. Туда и обратимся.

- Да, мы заказывали эту брошюру, и я лично этим занимался, - подтверждает сотрудник областного избиркома Андрей Александрович. Других комментариев у него нет: «Если Батырев скажет – прокомментирую» (Пётр Батырев – руководитель избирательной комиссии).

В приёмной предложили написать редакционный запрос.

- На ответ у вас неделя, а через неделю выборы закончатся, и новость схлопнется, - пытаюсь парировать я, но избирком непреклонен, а Андрей Александрович даже постеснялся назвать свою фамилию: «Буду потом бледно выглядеть».

Запрос, тем не менее, отправлен, и в нём пять несложных вопросов: о пропавших тендерах на изготовление брошюры и бюллетеней, о компании возрастом менее полугода с уставным капиталом 10000 рублей и одним сотрудником (непонятно, кем там пристроена менеджер Наталья), а также наивный вопрос о том, является ли данная брошюра агитацией за поправки.

«Во власти – только патриоты»

Из брошюры «Поправки к Конституции: почему это важно»:

«Российские чиновники не могут работать на интересы иностранных государств, не могут преследовать никаких других целей, кроме целей, направленных на решение задач развития России и повышения благосостояния ее жителей».

Это, напомню, только после 1 июля. До сегодняшнего дня, вообще все двадцать путинских лет чиновники могли работать на интересы иностранных государств и преследовать другие цели, - такова логика авторов брошюры.

Теперь мне понятно, почему на расследования Навального о многомиллионных счетах, о пентхаусах в Майами и разных прочих прелестях жизни простого российского чиновника или депутата никто не обращал внимания. В Конституции же об этом ни слова.

После 1 июля вся Дума вместе с Советом Федерации, прокуратурой и Следственным комитетом сядут смотреть фильмотеку ФБК, и полетят головы.

«Вы хотите всё забюрократизировать?»

Есть три распространённых мифа о голосовании по поправкам.

  • МИФ 1. Конституция уже принята, от голосования ничего не зависит
  • МИФ 2. На голосовании запрещены наблюдатели
  • МИФ 3. Против поправок агитировать запрещено

Первый миф развенчивать пришлось самому Путину. В своём предпарадном телеобращении, помимо обещаний всевозможных ништяков, президент напомнил, что поправки не будут приняты, если население их не поддержит. Раньше об этом говорили политологи и юристы, в том числе адвокат Елена Лукьянова в эфире «Эха Москвы», которая ценит свою репутацию, вероятно, несколько выше, чем глава ЦИК Элла Памфилова – одна из авторов мифа.

Про наблюдателей мне рассказал председатель «Движения независимых наблюдателей Кузбасса» Вячеслав Чернов.

- Конечно, наблюдателей никто не запрещал. Но «Голос» по Кузбассу заявил всего семь человек – вместе с нами, это капля в море.

Чернов подал заявку в региональную Общественную палату, и там закружилась кутерьма. В самом начале активисту пояснили, что палата уже в марте набрала десять тысяч наблюдателей по Кемеровской области, и больше им не нужно.

Вячеслав считает фантастические «десять тысяч одних курьеров» фиктивными. По его мнению, единственная задача этих людей, как правило работников администраций всех уровней, «занять стул и сделать вид, что они наблюдают за выборами, создать видимость контроля».

Пришлось добиваться своего. Реальных независимых наблюдателей, как предполагает Чернов, будет около 20 человек, что в условиях растянутости голосования на неделю стремится к нулю.

- Наблюдения не будет не из-за того, что запретили, а из-за слабой гражданской активности, - никто особо не хочет этим заниматься, тем более в условиях эпидемии. К тому же проходить все этапы муторно. В общественной палате прицепились к деталям протокола, я попросил список замечаний, которые нужно выполнить, а мне в ответ: «Вы хотите всё забюрократизировать?»

Ребята из «Движения независимых наблюдателей Кузбасса» однажды уже сломали всю смысловую структуру российских выборов и доказали: фальсификации могут быть любых масштабов. Местные выборы в сентябре 2019 года. На участке, где работал Чернов с коллегами, явка в 2,5-3 раза ниже, чем на соседних, где наблюдателей нет. Соседние районы одного и того же небольшого города. Если можно накрутить явку в три раза – о каком доверии к голосованию вообще может идти речь.

Миф о запрете агитации попал в СМИ и соцсети случайно: действительно, телевидение и печатная пресса не обязаны предоставлять площадки той или иной стороне, как это обычно бывает на выборах. А так, за свой счёт – агитируй, сколько влезет. Даже «день тишины» отменили.

«Ответственно отношение к животным»

В брошюре есть ещё несколько пунктов, которые не работают сейчас посредством действующих законов, и должны, по замыслу организаторов, включиться с помощью Конституции.

Сохранение природных богатств, бережное отношение к животным, поддержка НКО (вот это поворот) и разные другие незатейливые воззвания. Уже многажды пошучено над тем, что в основной закон забыли включить кулинарные рецепты, запрет ковыряться в носу и мочиться мимо унитаза, но главное – голосование напоминает поход в магазин, когда тебе в придачу к булке хлеба вручают бутылку водки, и заставляют немедленно выпить, пусть даже ты совсем непьющий.

Впрочем, задача этого текста – не агитация. Это избирательная комиссия Кемеровской области потратила предположительные семь миллионов на печать агитационной брошюры, и ещё немало израсходует на её распространение. Возможно, на мой запрос ИК ответит, что агитация мне померещилась, а имелось в виду обычное «информирование». Никто не видит суслика на пригорке, как в известном фильме, но он там есть.

Ответ будет через неделю, почти одновременно с итогами голосования. Пытаться ли на них повлиять – личное дело каждого.

Агитационный пункт в Таштаголе. Фото: Вячеслав Чернов


P.s. – Кемерово – не уникальный город. После несложного мониторинга я выяснил, что такие же брошюры были заказаны во многих других регионах России.



Материалы раздела "Сетевые авторы" не являются документальными - это художественные произведения


Лучшие авторы:

Комментарии
avatar