Владимир Высоцкий: «Я пришёл застолбить Жеглова»
25.11.2019 78 5.0 0

Один Высоцкий


Высоцкий в театре – это, прежде всего, Гамлет.

«Гамлет», 1980 год. Фото Александра Макарова


Высоцкий в кино – это в первую очередь Глеб Жеглов. Таковы устойчивые ассоциации.

Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова


Но живьем в роли Гамлета Владимира Семеновича видели лишь несколько тысяч человек, а кадров съемок спектакля осталось очень мало.

https://cdn.echo.msk.ru/files/3182753.jpg

Письмо от Одесской киностудии в Театр на Таганке с просьбой отпустить Владимира Высоцкого на съёмки телефильма «Эра милосердия»


Зато трудно найти относительно взрослого человека в нашей стране, кто не смотрел бы «Место встречи изменить нельзя». 

Эту картину мы видели столько раз, что, кажется, выучили ее наизусть.

Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме «Место встречи изменить нельзя»


«Место встречи», безусловно, один из самых – если не самый – цитируемых отечественных фильмов.
 
Когда мы готовились к этому рассказу, то попробовали отобрать наиболее яркие сцены и «крылатые фразы» из всех пяти серий. Получилось 84 фрагмента и 174 цитаты. Не считая многочисленных воспоминаний, интервью, исследований, посвященных «Месту встречи». Это могло бы вылиться уже в самостоятельный цикл. Но наша задача состоит всё-таки в том, чтобы рассказать о работе в фильме именно Владимира Высоцкого.


Все, конечно, прекрасно помнят, что «Место встречи» поставлено по роману Братьев Вайнеров «Эра Милосердия».


Снимать начали, к слову, 10 мая 1978 года, в день рождения Марины Влади. Которая с теплотой вспоминала этот период в документальном фильме Леонида Парфенова, снятом еще к 20-летию выхода на телеэкран «Места встречи».

Париж, поместье Мезон-Лаффит, январь 1978 года. Фото Софии Моризе


Но заметим попутно, что, несмотря на все добрые слова, практически сразу после начала съемок Марина попросила Станислава Говорухина найти на роль Жеглова другого артиста, а сам Высокий даже сказал режиссеру, что не может тратить на эту роль год жизни, потому что ему самому не так много осталось. 

К счастью, порыв этот был сиюминутным, а Говорухин понимал, что без Высоцкого снимать невозможно.

Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий и Станислав Садальский на съёмочной площадке, 1978 год


Рабочее название картины – как в романе – «Эра милосердия». 
И это словосочетание все-таки появляется в фильме – единственный раз, в третьей серии, во время разговора на кухне в коммуналке Шарапова. 

Режиссер Станислав Говорухин впоследствии честно признавался, что эта сцена едва ли не единственная, которую он снимал без удовольствия. 

Потому что, как и Жеглов с Шараповым, в «эру милосердия» не верил. Кстати, если вы обратили внимание – это единственная сцена, когда Жеглов выпивает и не вполне трезв…

Зиновий Гердт в роли Михаила Михайловича Бомзе, соседа Шарапова. На съёмках фильма, 1978 год


А на телеэкраны картина выйдет под названием «Место встречи изменить нельзя». Этот вариант использовался еще во время самой первой журнальной публикации романа в 1975 году. 

Первая публикация романа братьев Вайнеров «Место встречи изменить нельзя» в журнале «Смена» № 15, август 1975 года


Очень интересно в этой связи замечание Георгия Вайнера. 
Послушайте его слова, сказанные не сегодня, а ровно 20 лет назад.

Георгий и Аркадий Вайнеры


А итоговое, всем известное название фильма прозвучит в сериале однажды, в заключительной, 5-й серии.

Вечный спор поклонников сериала: должен был Высоцкий спеть в «Месте встречи» свои песни или это действительно было бы лишним? 

Заметим при этом, что Высоцкий пел далеко не во всех картинах, в которых снимался. Но только о «Месте встречи» до сих пор не утихают дискуссии – петь или не петь. https://cdn.echo.msk.ru/files/3178949.mp3 

Эти слова Владимир Семенович произнес во время выступления в клубе учреждения под названием «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.И. КУЗНЕЦОВА».

Считается, что Высоцкий предлагал для фильма и «Балладу о детстве», и «Давайте выпьем за тех, кто в МУРе…», и специально написал «Балладу о конце войны».

Более того! Есть договор Владимира Семеновича с Одесской киностудией, подписанный 10 мая 1978 года, то есть в день начала съемок. Договор на пять песен по двести рублей за каждую. То есть на общую сумму в тысячу рублей. Причем, в тексте договора Высоцкий фигурирует не просто как автор, а как «ПОЭТ».

Договор Одесской киностудии с Владимиром Высоцким на написание песен к фильму «Эра милосердия», 10 мая 1978 года


Но песен Высоцкого в картине так и не появилось. Станислав Говорухин сразу был против того, чтобы Высоцкий пел свои песни.

Владимир Конкин и Станислав Говорухин на съёмочной площадке, 1978 год


Но есть и третья версия истории о непоющем Жеглове. 4 июня 1983 года на вечере памяти Владимира Высоцкого в ленинградском ДК имени Ленина завода «Большевик» братья Вайнеры опровергли обе предыдущих и выдвинули свою.

И Высоцкий во время этого разговора сам отказался от песен.

Еще один любопытный факт, на который далеко на все обращают внимание: песню Александра Вертинского «Лиловый негр» Жеглов исполняет дважды! Не только в 4-й серии, но и в самом начале 5-й! 

Каждая серия, начиная со 2-й, открывается своеобразным кратким содержанием предыдущей серии. Причем эти фрагменты иногда состоят из дублей, не вошедших в конечный монтаж! Такая же история и в начале 5-й, где звучит несколько другой вариант «Лилового негра».

Мы уже дали слово самому Владимиру Семеновичу, ответили на вопрос, почему он не пел в фильме, и откуда взялось само название «Место встречи изменить нельзя». 

Но еще не сказали, как собственно сам Высоцкий появился в этом сериале и чья это была идея. В 1983 году Георгий Вайнер вспоминал об этом так.

Получается, что Владимир Высоцкий появился в картине даже раньше Станислава Говорухина.

Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин на съёмочной площадке фильма, 1978 год


Более того, не так много случаев можно вспомнить, когда авторы оригинального произведения пишут сценарий и фактически переделывают своего главного героя под фактуру актера, который будет его играть. 

А с Жегловым и Высоцким именно так и было. По роману капитану Жеглову 26 лет и он высокий, статный, могучий красавец. Почти полная противоположность 40-летнему Высоцкому. 

Тут сказался и удивительный дар Владимира Семеновича улавливать психологию, суть, характеры самых разных людей самых разных профессий. 

Не зря же его, никогда не сидевшего и не воевавшего, принимали за своего и зэки, и фронтовики. И вот точно так же он почувствовал, каким должен быть его Жеглов, поймал этот образ.

Литературный сценарий Братьев Вайнеров утвердили на Одесской киностудии летом 1977 года. 
Именно Высоцкий предложил Вайнерам в качестве режиссера кандидатуру Станислава Говорухина, с которым дружил ещё со времен «Вертикали».

Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин и Лариса Лужина с членами съёмочной группы фильма «Вертикаль». 
Кабардино-Балкария, у гостиницы «Иткол», лето 1966 года


Говорухин, переработав литературный сценарий, писал уже его режиссерский вариант, по которому и велись съемки. 

Но заказчиком выступало Гостелерадио, и именно там должны были окончательно определиться и с самой картиной, и с актерами, которым предстояло в ней сыграть.

Одним из тех, кто формально пробовался на роль Жеглова, был Евгений Стежко. Станислав Говорухин честно предупредил его, что никаких шансов нет. 

Стежко в итоге сыграет эпизодическую роль Топоркова. Того самого милиционера, которого тяжело ранил Фокс в доме у Верки Модистки в Марьиной Роще. А на пробах Стежко для проформы отсняли в сцене, где Жеглов объясняет Шарапову свои шесть правил.

Здесь мы вновь остановим ваше внимание на интересной детали.  Жеглов упоминает Сеньку Тузика. Про него в самом начале 1-й серии говорит Жеглову и Коля Тараскин. В 4 серии Сенька Тузик вновь внезапно возникает в сцене допроса Фокса.

Кто этот Сенька Тузик, которого неоднократно вспоминают герои фильма в драматичные моменты, но который так ни разу в кадре и не появляется? 

Здесь мы всё-таки должны помнить, что сериал снимался по книге. И там, в «Эре милосердия», Сенька Тузик – это уголовная «шестерка», согласившаяся тайно сотрудничать с правоохранительными органами. Занятно, что даже в книге Сенька живьем не появляется. Но звонит по телефону и стучит на своих приятелей-уголовников. По всей видимости, эти моменты были и в сценарии, и даже в самой картине.

И здесь мы подходим к моменту, о котором всякий раз с горечью думают все фанаты «Места встречи». 

Несмотря на очень скромный бюджет, Станиславу Говорухину удалось отснять столько материала, что вместо заранее оговоренных пяти серий его хватило бы еще на пару. Об этом говорил и Аркадий Вайнер.

Вырезанные куски вроде бы были сданы в архив Одесской киностудии, а там по какой-то причине не сохранились. 

Остались лишь фотографии, сделанные во время съемок сцены пролога картины.

Владимир Конкин и Виктор Павлов в сцене, не вошедшей в окончательную версию фильма


Пролога, который возможно мог бы существенно повлиять на восприятие дальнейших событий, в том числе отношение зрителей к Шарапову, фигура которого вызывает в фильме наибольшие споры. 

В фильме «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий своих песен не поет, и даже песню Вертинского исполняет нарочито между делом, но мы позволим себе некоторую художественную вольность. 

В картине, из которой вырезали столько фрагментов – что-то наоборот склеить.

Оригинал

 ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ 


Читайте также:
Комментарии
avatar